Мажова Светлана Александровна, Воспитатель

Творческая мастерская: «Новогодний сюрприз для Деда Мороза»

25 ноября — 30 декабря

Творческая мастерская: «Новогодний сюрприз для Деда Мороза»

Дети 5-6 лет, имеющие недостатки речевого развития, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми и замкнутыми. Наша задача- помочь им раскрыться и стать полноценными членами нашего общества. Д. Эльконин отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно- познавательной деятельности». Обучая на своих занятиях старших дошкольников с общим недоразвитием речи самостоятельному связному и последовательному изложению мыслей, я помогаю им подбирать слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. В старших группах я использую такую форму работы с детьми, как творческая мастерская, которая помогает приобщить их к детскому творчеству.

Цель творческой мастерской: развитие творческого рассказывания на заданную тему.

Задачи:

активизировать творческое воображение; развивать логическое мышление и память; развивать интерес к языковым явлениям; формировать связную, грамматически правильную речь; воспитывать умения слушать своих товарищей и договариваться с ними; воспитывать чувство уважения к старшим и близким людям; продолжать эстетически оформлять свой рассказ рисунками.

Предварительная работа: выразительное чтение и заучивание стихотворений о Дедушке Морозе и новогоднем празднике; чтение русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»; просмотр мультипликационного фильма «Дед Мороз и лето» и художественного фильма «Морозко».

Материалы: картотека стихотворений о Дедушке Морозе и новогоднем празднике, иллюстрации к загадкам по теме, аудиозапись музыки Г. Свиридова «Метель», подушечки-пеньки.

Ход творческой мастерской

1 этап работы творческой мастерской

1. Рассказ педагога

Звучит музыка Г. Свиридова «Метель».

Дети. Сидят на пенёчках (подушках) и слушают музыку с закрытыми глазами, рисуя картины в уме по представлению, затем озвучивают их.

Педагог. Предлагает отгадать загадку о зиме.

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,

Замету снежком дома,
Потому что я......
Дети. Дают свои ответы (зима)

Педагог. Предлагает ребятам рассказать, какой у них любимый зимний праздник, передавая снежок им из рук в руки.

Дети. По — очереди берут снежок и отвечают на вопрос.

Педагог. Предлагает отгадать загадку о новогоднем празднике.

Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник? …

Дети. Отвечают (Новый год)

Педагог. Предлагает отгадать загадку о Дедушке Морозе.

Мы весной его не встретим,
Он и летом не придёт,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,
Ёлку пышную зажжёт,
Ребятишек забавляя,
Встанет с ними в хоровод.

Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья...
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя! (Н. Найдёнова)

Дети. Отгадывают загадку (Дедушка Мороз)

Педагог. Интересуется у ребят, почему Новый год так называется? Откуда приходит к нам Дед Мороз? Почему его называют волшебником? Какие чудеса с вами приключались под Новый год?

Дети. Отвечают на вопросы, рассуждают.

Педагог. Предлагает подумать, может ли тоже случиться что- то необычное с Дедом Морозом в новогоднюю ночь?

Дети. Рассуждают на тему: «Почему Дедушке Морозу никто не дарит подарков на Новый год?»

Как-то раз под Новый год
У ребят возник вопрос:
Почему же Дед Мороз
Всем подарки нам принёс?

А себе он никогда не подарит и снежка?
И решили дети сами
Сделать подарок своими руками.

Тут и сказка к ним пришла и сюрпризы деду принесла (текст сочинили дети).

2. Формулировка творческого задания

Педагог. Услышав вопрос от детей о подарке для Деда Мороза, педагог предлагает сделать новогодний сюрприз для дедушки, смастерив своими руками книжку- самоделку, куда они вложили бы свои новогодние рассказы- сказки.

Дети. Соглашаются с педагогом.

3. Планирование последовательного изложения своих мыслей по реализации творческого задания

Педагог предлагает ребятам план, по которому им легче будет придумывать сказку.

С каких слов начинается сказка? Что придумали ребята? Как отправили подарок? Что случилось с посылкой? Как подарок оказался у Деда Мороза? Как дедушка встретил сюрприз? Какими словами обычно заканчивается сказка?

4. Составление детьми коллективной сказки на заданную тему.

Дети. Составляют сказку, поочерёдно придумывая предложения.

Педагог. Используя метод «письменной речи», записывает сказку в творческую тетрадь.

Дети. Далеко- далеко, на крайнем севере, в ледяной избушке на лесной опушке жил добрый Дедушка Мороз. Целый год он трудился: получая письма от ребят, готовил им подарки и упаковывал их в красивые коробочки, чтобы в новогоднюю ночь все были радостными и счастливыми. А помогала дедушке только внучка его Снегурочка. Вот однажды собрались ребята все вместе в детском саду и решили приготовить новогодний сюрприз для Деда Мороза. Долго думали они, чем же удивить самого главного дедушку страны, и решили создать книжку со своими рассказами о зиме, чтобы Дед Мороз читал их и вспоминал своих внучат — ребят.

Каждый малыш придумал историю про свои зимние приключения, в которую вложил частичку своей души и тёплого сердца для любимого дедушки. Затем упаковали книгу в красивую коробочку с блёстками и отправили на серебристом самолёте прямо на север. Но поскольку на полюсе во льдах самолёт не может произвести посадку, лётчики скинули подарок на землю с парашютом. Но вот беда, коробка попала на глаза Злодею — Леденею, которого очень заинтересовало её содержимое. Он быстро утащил подарок в своей Дворец- Леденец. Распечатав посылку и прочитав детские рассказы, Злодей- Леденей растрогался и решил вернуть подарок адресату. Поднялся он на самую высокую гору в своём царстве льдов и скатился прямо на опушку к избушке Деда Мороза. Оставил посылку на крыльце и улетел с вьюгой домой.

Вернулся вечером с работы Дедушка Мороз и очень удивился, увидев красивую коробочку у дома. Сначала дедушка подумал, что это он случайно потерял чей-то подарок, забыл его дома. Но затем разглядел на коробочке свой адрес. Распечатав подарок, и, прочитав все детские рассказы, Дед Мороз улыбнулся, поняв, что это дети очень скучают по нему, и поэтому решили преподнести ему новогодний сюрприз. Такой приятный подарок взбодрил дедушку и вдохновил на новые дальнейшие встречи с детворой.

Вот так ребята поздравили Деда Мороза с Новым годом!

Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец!

5. Подведение итогов 1 этапа творческой мастерской.

Педагог. Предлагает ответить детям на вопросы.

Чем мы сегодня занимались? (Составляли сказку на заданную тему.) Что вам в этом помогло? (План сказки.) Когда вы вместе сочиняли сказку, с какими трудностями вы столкнулись? (Трудно было договориться со всеми.)

Педагог. Подводит детей к тому, что в результате их совместной творческой деятельности получилась интересная сказка, вечером они сделают к ней рисунки- иллюстрации и оформят книжку- сюрприз для Деда Мороза. Оформить сказку можно в виде книжки- самоделки.

2 половина дня- 2 этап работы творческой мастерской.

В самостоятельной деятельности педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации к своим сказкам. В конце дня оформляется книжка для Деда Мороза.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.